8 905 907 67 12
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

 

     

 

 

 

 

 

      Саморегуляция у аутичных детей                           

             Самое лучшее, что может подарить родитель своему аутичному ребенку это помочь ему научится навыкам сознательной саморегуляции. Не только выучить приемы, но и эффективно их использовать в повседневной жизни.

Способность осознанно управлять своими эмоциями и поведением в стрессовых ситуациях уникальна, это волшебная палочка, которая помогает человеку справится в любой стрессовой ситуацией. Что же такое произвольная саморегуляция? Произвольная саморегуляция — это сознательная коррекция эмоционального состояния и собственного поведения для достижения психологического баланса. Когда начинает формироваться саморегуляция? Первые попытки осознанного использования способов саморегуляции можно заметить в раннем детстве, а к 7 годам уже можно говорить о наличии самоконтроля и самокоррекции.

Однако становление системы саморегуляции в детском возрасте зависит от темпов психического и речевого развития. У детей с расстройствами аутистического спектра навык сознательной саморегуляции не сформирован, и это отражается в нарушении поведения и эмоциональных срывах. Ребенок с аутизмом переносит внешнюю фрустрацию (перегрузки в сенсорной сфере) при помощи механизмов непроизвольной саморегуляции, что, по сути, можно отнести к подсознательным механизмам психологической защиты.

Для того, чтобы уменьшить частоту и продолжительность негативных аффективных реакций и соответственно выраженность нарушенного поведения необходимо развивать у аутичного ребенка навыки произвольной саморегуляции и самоконтроля. Учитывая, что у детей с аутизмом недостаточно развиты или отсутствуют самообладание, гибкость, самостоятельность, страдают волевые качества и при этом отмечается выраженный негативизм, необходимо понимать, что процесс формирования сознательной саморегуляции будет длительным и трудным, а помощь в использовании приемов для саморегуляции практически постоянная.

Приемы произвольной саморегуляции позволяют ребенку эффективнее и быстрее справляться с негативной эмоциональной реакцией, так как предотвращают её усугубление до развернутого затяжного аффективного состояния. При постоянной помощи в их использовании у аутичного ребенка постепенно формируется осознание, что он сам может влиять и самое главное самостоятельно нормализовать свое самочувствие.

Каким способам саморегуляции можно научить аутичного ребенка? Учитывая, что, как правило, эмоциональные срывы происходят из-за усталости и перегрузки сенсорной сферы необходимо научится профилактике эмоциональных срывов. Прежде всего формировать у ребенка привычку к отдыху (лечь, расслабить тело, руки и ноги, закрыть глаза и глубоко и спокойно подышать в полной тишине).

В случаях, когда ребенок уже находится в эмоциональном срыве, необходимо постараться установить контакт с ним, обращаясь к нему спокойным, ровным голосом: «Всё хорошо, нет ничего плохого, просто дыши, дыши глубже!». В зависимости от того, насколько ребенок доступен и насколько он позволяет приблизиться к себе можно сесть рядом или подойти ближе. В случаях если ребенок требует не подходить, то на расстоянии предложить ему: «Давай дышать вместе, дышим! Раз, два, дышим», и все время повторять: «все хорошо, все спокойно, нет ничего страшного».

Иногда ребенок в гневе начинает бросать игрушки, книги, рвать бумагу, если нет угрозы для нанесения повреждений, то лучше не акцентироваться на этом действии, не комментировать и не давать негативных оценок. Как только прекратит разрушать и будут видны едва заметные признаки успокоения, тут же присоединиться спокойным ровным голосом: «Все нормально, со мной такое тоже случалось, дыши, видишь у тебя уже получается успокоить себя!». Если на этом этапе начнется успокоение, то нужно максимально отметить роль ребенка в собственном успокоении: «Ты молодец! Видишь у тебя получилось успокоить себя». Позднее можно вместе убрать разбросанные игрушки, рваную бумагу. Не упрекая ребенка в разбитых игрушках, просто спокойно сказать «в следующий раз ты уже сможешь сам справиться с гневом». В некоторых случаях после эмоционального срыва можно оставить ребенка наедине с самим собой, и только потом обсудить ситуацию: «Что случилось? Что вызвало у тебя гнев или расстроило тебя?». В ряде случаев можно услышать ответ и понять, что на самом деле произошло, в ряде случаев причина очередной вспышки останется неизвестной. Несмотря на это, у ребенка постепенно будут вырабатываться механизмы самозащиты от собственных нераспознаваемых чувств.

 

 

                                  

                                                                                            

 
 
                 Все права защищены