8 905 907 67 12
 

 

 

 

 

 

 

 

  

Яндекс.Метрика

 

 

     

 

 

 

 

 

             

Учитель общеобразовательной школы и   аутичный ученик

Педагог, впервые столкнувшись  с аутизмом,  в первую очередь обратит внимание на его яркие проявления: ребенок погружен в себя, не откликается на имя, редко улыбается, избегает глазного контакта, мимика и жесты обеднены и не  используются как средства дополнительной коммуникации. У него отмечаются   ритуальные действия и  стереотипные движения  Если  учитель незнаком с особенностями  аутизма, у него может возникнуть  ложное ощущение,  что ребенок его не слышит, не понимает, игнорирует. У некоторых педагогов формируется убеждение, что «ребенок не обучаем», в таких случаях учитель отказывается  от поиска канала доступа к ученику и как следствие фактически отказывается от его обучения, или работает формально.  Худшим вариантом  является ситуация когда  у педагога появляется чувство раздражение, которое транслируется аутичному ребенку через повышение голоса, что в свою очередь усиливает у ученика негативизм,  и заостряет не желаемое поведение (ответный крик как эхолалия,  аутоагрессия, состояние отрешенности).  В таких ситуациях  педагогу крайне важно осознать, что навыки зрительного контакта и активное сотрудничество со взрослым возникнут и начнут использоваться   аутичным ребенком только в условиях  адекватного теплого, доверительного  контакта со взрослым.  Нарушение речевого развития при аутизме очень многообразны: мутизм, эхолалии, фразы штампы, отсутствие обращения, неправильное употребление местоимений, отсутствие Я в речи, нарушение лексики, семантики, грамматического строя речи. У особых детей отсутствуют навыки игры, особенно коллективной. Они  зачастую остаются в одиночестве,  не проявляют активно желания  к взаимодействию со сверстниками и может показаться, что избегают их. Или наоборот, выделяют в коллективе ребенка, к которому начинают активно проявлять свое расположение. Это выглядит как зависимое, копирующее поведение со стороны аутиста, оно вызывает непонимание и желание избавится от сопровождения у обычного ребенка.  Учитель может столкнуться с агрессией у особого ребенка в случае когда он хочет играть, но не зная, как начать толкает и валит с ног сверстников. Что бы максимально избежать проявления не желаемого поведения у ребенка аутиста в классе педагог, МОЖЕТ  сформировать дружелюбный микроклимат внутри детского коллектива, который и будет основой для развития игровых и коммуникационных навыков у особого ребенка. Порой эмпатия одноклассников является значимым инструментом  реабилитации детей с РАС.Ученик с РДА страдает расстройством планирования и выполнения целенаправленных действий. Ребенок, попав в новую ситуацию не способен гибко переключаться между различными вариантами поведения (пример: зайти в класс - взять портфель, выбрать нужные учебники, открыть на нужной странице учебник). Учебные достижения  для ребенка с аутичностью  не являются  мотивирующими факторами. Сформировать мотивацию к учебной деятельности является сложной задачей для учителя, для этого возможно использование системы визуального расписания, карточек, пятерок, жетонов. Снижение зрительного слежения, использование  периферического зрения являются особенностями при аутизме.  Дети фиксируются на деталях при обработке информации и не схватывают целого, в результате его представления фрагментарны и хаотичны.  Отмечается нарушение пространственных представлений, равновесия, страдает мелкая  моторика (почерк, захват карандаша). Исходя из этого,  учебный материал должен подаваться учителем в доступной форме и объеме для ученика с РДА: необходимо использовать  дополнительный стимульный материал, визуальную  поддержку, повторение и изложение короткими простыми фразами, спокойным голосом.  С постоянным привлечением  внимания ребенка. Менять деятельность при возникновении негативизма, НО ни в коем случае не прекращать занятие.

                                                         

 

                                  

                                                                                            

 
 
                 Все права защищены